Нет ничего фееричнее и загадочнее для стороннего наблюдателя, чем научные срачики. Это употребление абсолютно непонятной терминологии, попытки давить друг друга авторитетами, пихание под нос материалов полевых исследований и внезапные как приступы икоты всплески эмоциональности! Это всем известные научные тролли, которые дадут фору любому интернетовскому выскочке! Однажды Абе-сан накопал праздник религиоведческой души - срачик 1950-ых годов на протяжении нескольких лет, через письма в газету, с участием нескольких именитых сенсеев, по чьим книжкам мы сейчас учимся, на животрепещущую тему "Можно ли считать народное нэмбуцу бытовой магией?" Что, вам эта тема кажется недостаточно срачабельной? Вы не понимаете, в чем суть проблемы? А это, между прочим, тема покруче крымнаш и чернокожей Гермионы вместе взятых. И срачик был очень залихватским, с переходом на личности и обобщениями типа "именно из-за таких, как вы, наша страна теперь в заднице!"
Но я сегодня хочу рассказать не об этом срачике. Я хочу рассказать о том, что я наблюдал пару дней назад на конференции по религии и индологии.
Для начала немного об индологах. Я уже писал об этих замечательных людях и их докладах. Большая часть индологов - буддистские священники (а остаток, по-моему, члены семей буддистских священников), которые изучают крайне узкие аспекты перевода священных текстов. Среднестатистический доклад по индологии, по крайней мере, для меня, может выглядеть или как что-то невероятное интересное, но по большей части непонятное, или как просто непонятное. Читается он монотонным голосом, натренированным на чтении сутр на похоронах, потому что большинство индологов считают абсолютно ненужным отдельно репетировать искусство речи. Тем неожиданнее, когда именно они вступают в пламенные дискуссии между собой.
Есть у нас один заслуженный тролль, назовем его Мураками-сенсей. Это очень пожилой, но весьма бодрый священник, чем-то похожий на бритого налысо Дамблдора, который ходит на все конференции, посвященные индологии и религиоведению, по-моему, исключительно ради того, чтобы молодежь не расслаблялась.
читать дальшеМеня он почему-то любит, так что я один из тех немногих, кто не сжимается заранее, увидев в зале Мураками-сенсея. Когда Мураками-сенсей встает и требует микрофон, те, кто сидит впереди него, усиленно делают траурные рожи, в то время как те, кому повезло оказаться сзади, начинают хихикать в ожидании шоу. Потому что Мураками-сенсей очень любит задавать вопросы. Такие вопросы, от которых докладчики бледнеют и начинают заикаться. А еще он любит делать комментарии, которые открывают перед докладчиками новые, неизведанные еще круги ада. "Вы еще не читали Упанишады в оригинале? А вы почитайте, почитайте!" Понятное дело, если вдруг случается индологический срачик, то скорее всего Мураками-сенсей будет или зачинщиком, или присоединится по ходу дела.
В этот раз срачик случился из-за папаньки. Молодой священник читал доклад о том, как с санскрита надо переводить слово "папанька". Папанька - это в узком смысле препятствие на пути к просветлению, в широком - просто помеха как таковая. Докладчик пытался доказать, что папаньку не следует воспринимать исключительно в религиозном смысле даже тогда, когда она употребляется в религиозном тексте, а в качестве иллюстрации привел несколько устоявшихся выражений из художественной литературы на санскрите. Мураками-сенсей был недоволен. Он разразился речью, смысл которой сводился к "не лезьте со своей папанькой в наш буддизм!" И тут неожиданно его прервал (неслыханное дело!) другой пожилой священник, который высказался в том смысле, что, мол, чего вы мальчика обижаете, нормальная у него папанька. В священнике я узнал еще одного знаменитого сенсея, из самого Киото. Дальше эти два монстра индологии сражались уже между собой, не обращая ни малейшего внимания ни на докладчика, ни на распорядителей, призывающих предоставить слово другим комментаторам. Их диалог, похоже, не понимал уже даже докладчик. В конце концов они вышли и продолжили разговор за дверью.
Следующий докладчик, увидев, что Мураками-сенсей нейтрализован, вздохнул с облегчением, но не тут-то было. Старая школа дала себя знать - Мураками-сенсей появился за две минуты до окончания доклада и к тому моменту, как объявили время вопросов и комментариев, уже сформулировал свои претензии.
А вы говорите - фандомы. А вы говорите - холивары. Клятый_Вомпэр